Редкий релиз заранее вызывает столько тревог и нехороших подозрений, как третья часть Jagged Alliance. Нынче в индустрии, конечно, мода на возрождение классики, но всенародно любимая вторая часть «Джаги» вышла аж в прошлом веке, а за ней были лишь регулярные анонсы и отмены триквела, да пригоршня провальных спин-оффов, о которых лучше забыть. Ядреный микс из тактики, ролевой игры и экономической стратегии с милитаристским флером был хитом 90-х в духе 90-х: невероятно проработанным и столь же невероятно хардкорным. Выпустить что-то похожее сейчас, когда игрокам принято проводить за ручку экскурсии по аттракционам без риска и особых требований, для крупной компании ход как минимум смелый. Даже при том, что на борт разработчиков запрыгнул автор первых частей Ян Карри, фанаты были настроены как минимум скептически. Развеем же их сомнения: Jagged Alliance 3 даже спустя два с лишним десятилетия ожиданий оказывается верной корням. Чертовски увлекательной и столь же чертовски злой.
Джунгли тебя убьют
Для ветеранов франшизы запуск Jagged Alliance 3 будет сродни возвращению домой. Туда, где цветут пальмы, отовсюду доносятся взрывы, а в воздухе извечно висит запах пороха. Очередная приморская банановая республика, раздираемая политическими дрязгами, находится на пороге хаоса: военная группировка «Легион» похищает местного президента. Его встревоженная дочь выходит на контакт с нами — безликим и безымянным руководителем группы наемников, сидящим где-то за ноутбуком, пока его подчиненные решают задачи на поле боя. Нам предстоит сколотить на полученный бюджет боевую группу и обеспечить ее всем необходимым, чтобы сектор за сектором отвоевать страну у «Легиона» и спасти пропавшего команданте.
Гран-Шьен — страна возможностей! Возможно, вы умрете здесь от пули, возможно — от ножа
Если кто-то тут ощутил стойкое ощущение дежавю, то поздравляем — вы уже попали в растянутую разработчиками сеть, и чем дальше, тем сложнее будет из нее выпутаться. Ба! Тут и знакомый стилизованный под окошко компьютерной программы интерфейс с наймом разных бойцов, пусть и изрядно похорошевший. А сколько знакомых лиц! И девица из Дании, известная под позывным «Сдоба», что блестяще обращается со снайперкой. И польский качок «Стероид», не стесняющийся решать проблемы грубой силой и явно напоминающий Дюка Нюкема. Да и куда ж без народного любимца «Ивана» в шапке-ушанке с серпом и молотом! Уж он-то покажет вражеским войскам, где раки зимуют!
Но стоит поддаться этому приятному ощущению комфорта, сколотить команду и отправиться в тропики за деньгами и славой, как авторы застигнут вас врасплох. Обязательно. В самый неподходящий момент. Бам! Ваш лучший боец неожиданно промахивается с убойной позиции, и его уже обступают трое аборигенов с ножами. Уйти живым у него, скорее всего получится, но лечение резаных ран займет целый день, а ваш лучший медик в отряде мало того, что устал, да к тому же страдает от низкой морали, вызванной неудачами в бою. Тут еще и отправленный на поиск полезных данных разведчиков погрызли дикие звери, и оружие давно требует починки… А враг не дремлет — к занятому аванпосту уже направляется отряд мародеров с топовым вооружением. Надо бы подготовить ополчение из местных жителей, да куда тут успеть! При том, что деньги на счету уже кончаются, а контракты полюбившихся наемников вот-вот истекут. Словом, добро пожаловать в «Джагу». Снова.
Стероид крушить!
Солдаты неудачи
Геймплейно триквел максимально близко следует традициям серии, замешивая под одной обложкой экономическую стратегию, ролевую игру и пошаговые тактические бои с очками действия, укрытиями и активными навыками — все это осталось механической сердцевиной игры. Не сказать, чтобы механики претерпели какие-то революционные изменения, совсем напротив: нам по-прежнему предлагают шкериться за укрытиями, пользоваться тактическими навыками и преимуществами ландшафта, выбирать в бою подходящую стойку, и гадать, попадет ли на этот раз наш герой из двустволки во врага с трех метров. Рандом здесь не просто присутствует — авторы буквально кичатся тем, что результат ваших действий будет принципиально непредсказуем. Если в той же X-COM и ее многочисленных подражательницах нам хоть проценты попадания показывали, то тут даже их нет! Получается этакая игра с неполной информацией. Вы, конечно, можете повысить свои шансы, заняв стратегическую высоту, вкачав подходящие перки или присобачив на винтовку топовый прицел… Но не более того.
Такой подход, конечно, будет близок не всем, но любители страдать и превозмогать точно останутся довольны. Тем более, что и за границами поля боя причин страдать найдется предостаточно. Усталость бойцов, склоки в коллективе, нехватка денег, минные поля, ненадежные представители местного населения и постоянные маневры войск противника частенько вынуждают принимать лучшее решение из худших. Избавиться от одного боевого товарища, чтобы прокормить других — далеко не самое ужасное, на что приходится идти, чтобы выжить в этом жестоком мире.
Время для классического промаха с шансом попадания 95%. Только в данном случае эти проценты игрок даже не увидит
А прощаться с сопартийцами безумно тяжело. Не только потому, что они способны помочь команде ценными навыками, будь то искусство переговоров, ремонта винтовок, заштопывания ран или крафта C4 в полевых условиях. Куда важнее, что буквально любой боец здесь представляет полноценную личность со своим характером, биографией и особенностями. Они переговариваются между собой, обсуждают пережитые передряги, постоянно норовят встрять в ключевые диалоги, диктуют своими фразочками настроение игры и порой проявляют себя с совершенно неожиданной стороны. Как таких не полюбить!
К примеру, японский рейнджер по кличке «Текс» умело расстреливает полчища врагов с двух револьверов и бросается цитатами из классических вестернов, но стоит завести его в пещеру или бункер, как от его боевого духа не останется и следа. Что поделать — клаустрофобия! Или обратный пример: натыкается партия на лесное кладбище и видит на надгробном знаке какие-то непонятные надписи на немецком. Подведи к ней того же «Стероида», он только мускулистыми плечами пожмет — дескать, какие сложные и длинные у немцев имена! А вот персонаж с прокаченным интеллектом сходу смекнет: Sprengstoffe — это же значит «взрывчатка»! Раскапываем свежую могилу и получаем в инвентарь пару гранат про запас. Главное, чтобы особо истовые христиане в отряде не получили от таких действий удар по морали.
Японский ковбой с парой револьверов спасает президента в тропических джунглях банановой республики. Я бы посмотрел такой фильм
Военная экономика
Изучать мир Jagged Alliance 3 — отдельное удовольствие. В каждом секторе вам могут встретиться не только враги и лут, но и местные жители со своими загонами и квестами, и тайные проходы, способные обеспечить тактическое преимущество в грядущем бою, и даже небольшие головоломки. Чувство свободы пьянит: огромная карта игры доступна для исследования в любом порядке почти что с самого начала, и с чего начать свой боевой поход — решать только вам.
Периодически вам будут встречаться тяжело укрепленные вражеские блокпосты с жесткой охраной — это главная цель в каждом регионе. Ломиться на них сразу — верный путь к погибели. Но оборону можно ослабить, если выполнить ряд второстепенных целей. Скажем, перебить поставляющий в форт воду отряд бандитов. Или уговорить безумную ученую из джунглей, что снабжает врагов взрывчаткой, переключить свою внимание на другие дела. Прознать о таких мини-квестах можно из диалогов с местными жителями, отправив пару разведчиков на осмотр территории или просто подслушав случайный разговор по рации. Игра то и дело подкидывает новые точки интереса, задачи и детали о расстановке сил, и никогда нельзя заранее знать, что она готовит для тебя в следующий момент.
Количество всевозможных обвесов для оружия впечатляет. Впрочем, не все из них одинаково полезны
Впрочем, действия нашего отряда сильно ограничены экономической системой игры, которая представляет собой главную преграду на нашем пути. Платить приходится за все: от контрактов наемников и товаров в лавках до морских перевозок и стоимости поддержания боеспособного ополчения в освобожденных регионах. А найти в разоренной войной стране стабильный источник дохода оказывается ох как непросто. Одного лута с врагов на столь серьезную операцию точно не хватит. Выгоднее всего захватывать алмазные шахты, но их ведь мало отбить — нужно еще и защищать прииски от налетов, и поддерживать мораль населения на достаточном уровне, выполняя мелкие задания и поручения…
На все это уходит время, а фраза «время — деньги» для Jagged Alliance 3 вполне могла бы стать слоганом. Тут и наемникам ежедневно выплачивать гонорары приходится, и на операционные нужды тратиться… Возникает двоякое чувство: исследовать мир приятно, но игра постоянно мешает это делать! Отдельно обидно, что любители вдумчиво обыскивать каждый сектор, регулярно возвращаясь в пройденные места, очень скоро уйдут в минус. Слишком много ресурсов у вас вообще не будет, а первый поход в джунгли почти наверняка обернется скорым банкротством и рестартом даже на среднем уровне сложности.
Для новых игроков это станет, пожалуй, главной проверкой. Вы гарантированно будете совершать ошибки при прохождении, игра гарантированно будет вас за это наказывать, да еще и злосчатный рандом регулярно будет вставлять палки в колеса. Если вы сумеете это преодолеть, то почувствуете себя гениальным военным руководителем, а если нет… Лично я вас отлично пойму. Меня эта игра регулярно наводит на мысль, что я «слишком стар для этого дерьма», а в наиболее жесткие моменты пальцы сами тянутся к завестным клавишам «Alt» и «F4». Но потом, все-таки, тянет обратно. Увлекает, зараза, и ничего ты с этим не поделаешь.
Закидывать из укрытия гранатами ничего не подозревающих балбесов — одно удовольствие
На грани олдскула и архаики
Впрочем, некоторые геймдизайнерские решения здесь выглядят странно даже с поправкой на «дань классики» и хардкорные корни франшизы. К примеру, в игре нет мини-карты локаций, и это ощущается скорее странным неудобством, чем обязательным элементом труЪ-хардкорной тактики. Или вот еще: игра явно подталкивает проводить операции скрытно или по крайней мере загасить втихую пару противников, пока не поднимется суматоха. Тут и отдельный параметр за незаметность отвечает, и целая россыпь перков связана с тихими убийствами… И черт побери, как же неудобно их проворачивать без режима тактической паузы! Нужно подвести бойцы к противнику, замереть в безопасном отдалении, навести на него курсор, выбрать оружие, выбрать часть тела, выбрать, сколько очков действия потратить на прицеливания и… Черт, опять он повернулся и заметил! Попытки стелсить в Jagged Alliance 3 рискуют обратиться либо в утомительный марафон сохранений и загрузок, либо в марафон боли и страданий.
Вероятно, разработчики хотели таким образом добиться эффекта напряжения, чтобы игрок в каждый момент подстраивался под меняющуюся на экране ситуацию. Но это превращается в форменный цирк со скоростным закликиванием противников на время. Я в какой-то момент просто сдался и поручил скрытые убийства своему бойцу ближнего боя — в крайнем случае он сможет добить цель, даже если поднимется тревога. Но ощущение «костыльности» данного подхода не покидает до сих пор. Обратная сторона медали — невозможность выйти из боя. Игра порой не дает перейти в режим исследования до тех пор, пока не будет добит последний враг. Даже когда прямой видимости противника нет, и он находится где-то на другом конце локации, ковылять до него придется в пошаговом режиме, отдавая команды каждому персонажу. И это безумно утомительно.
Отслеживать перемещения врагов и копаться в разведданных удобно с помощью стратегической глобальной карты
Есть еще ряд странных моментов по части баланса. Многие перки выглядят попросту бесполезно, да и в целом прокачке как будто не хватает динамики и изюминок. С другой стороны, врожденные черты отдельных наемников выглядят слишком мощно и отчасти «ломают» игру. А в выборе боевых средств чувствуется сильный перекос в пользу использования снайперов и взрывчатки. Враги чаще берут числом и крутым обмундированием, чем искусственным интеллектом. Да и интерфейс еще местами не мещало бы подтянуть, каким бы симпатичным он ни был… Но, во-первых, эти вещи еще могут быть исправлены в грядущих патчах — будем надеяться. А во-вторых, на фоне общей картины они остаются досадными мелочами. Релиз Jagged Alliance 3 даже с этими проблемами в текущем виде — маленькое чудо, которому хочется радоваться, а не придираться.
Релизный трейлер Jagged Alliance 3. , X-COM и классической «Джаги». В современной оболочке, но без вредных для ДНК франшизы компромиссов и поправок на попсовые тенденции в геймдизайне. Что для кого-то наверняка станет проблемой: погружение в Jagged Alliance 3 с нуля — и вправду довольно болезненный процесс. Но если вы распробуете местные жестокие правила игры, то она подарит вам десятки увлекательных часов за глубокими тактическими операциями.