Возможно, вы не заметили, но между хайпом Baldur’s Gate 3 и хайпом Starfield затесался микро-хайп Sea of Stars. Он продлился всего несколько дней и начался с удивительно высоких оценок западных изданий. Мы ознакомились с проектом и готовы рассказать, как зарубежные игровые журналисты в очередной раз себя дискредитировали. А еще — почему инди-игра от создателей The Messenger все равно достойна вашего внимания.
Когда пиксели были большими…
Даже у такой замшелой и покрытой мхом вещи, как классические партийные RPG, появилось новое воплощение: можно взглянуть как на последователей Baldur’s Gate в лице дилогий Pillars of Eternity и Pathfinder, так и на Baldur’s Gate 3. А если CRPG можно, то чем JRPG хуже?
Примерно так, видимо, думали и в Square Enix, открывая студию Tokyo RPG Factory. Команда представила свой взгляд на олдскульные японские ролевки и показала, как они должны выглядеть сейчас. Впрочем, бюджетное 3D с чиби-персонажами, случайными нападениями монстров и пошаговыми боями публике не откликнулось, поэтому хитов из I am Setsuna, Oninaki и Lost Sphear не вышло.
Octopath Traveller, I am Setsuna и Chrono Trigger
Еще одну попытку Square Enix можно назвать «неоклассикой» — Octopath Traveller и вышедшая в прошлом году Triangle Strategy перенесли огромные пиксели в трехмерный графонистый мир на Unreal Engine 4. Визуал и стал главной фишкой обеих, ведь в вопросах геймплея проекты получились спорными.
Все перечисленные выше игры походят на Final Fantasy (некоторые — на FF Tactics), и ничего удивительного в этом нет: они делались под протекцией Square Enix, хорошо знающей, кто у нее флагман. Но когда-то под крылом издателя развивались и другие школы JRPG-строения — в частности такие, где герои ходят стайкой по карте, а расположение врагов непосредственно влияет на пошаговые бои.
Sea of Stars притворяется ретро, но с такой проработкой, конечно, им не является
Я намекаю на Chrono Trigger — некоторые называют ее лучшей игрой в истории или как минимум на SNES. Эта вышедшая в 1995 году JRPG поражала сочной графикой, нелинейным сюжетом и продуманной боевой системой. История удивляла геймеров, за время приключения они сроднялись с персонажами, музыка завораживала, а сражения не давали расслабиться — для многих в Японии и на Западе это сделало ее любимой игрой детства.
Но из-за релиза буквально за несколько месяцев до первой PlayStation Chrono Trigger плохо показала себя с финансовой стороны, и из-за этого, назло всем фанатам, фактически оказалась заброшена. С такими мыслями за новый проект и бралась студия Sabotage — создатели крайне бодрого ретро-платформера The Messenger. Стоит признать, жанр JRPG им скорее поддался, чем нет. Игра получилась очень даже неплохой, а оценки у нее так и просто отличные.
Если в игре о чем-то сказали — рано или поздно вы с этим встретитесь. Например, с гигантским спящим змеем или кораблем-призраком
По факту это, что называется, признание в любви к Chrono Trigger и некоторым другим проектам той эпохи — очень много элементов любезно позаимствовали и слегка переосмыслили, не скрывая намеков на культовых предков. Но стоит копнуть поглубже, и становится понятно, что разработчикам хорошо удались лежащие на поверхности вещи, а вот с более глубокими материями вышло не так однозначно.
В ритме ATB
Ощущается Sea of Stars ровно так же, как и выглядит. Это детально прорисованная «типа 16-битная игра» с видом сверху, где благодаря быстрым и отзывчивым анимациям очень удобно управлять героями. Большую часть игрового времени занимают исследование мира и пошаговые сражения, которые хоть и основаны на классическом геймплее, но имеют ряд приятно освежающих доработок.
Впрочем, по дизайну видно, что игрой занимались все-таки не безумные японцы: герои больше походят на современных косплееров с цветными волосами, чем на типичных главных героев JRPG. Локации отлично прорисованы и проработаны, но удивляют именно качеством и детальностью прорисовки, а не выдумкой и фантазией.
Ну красиво же, красиво!
А вот с музыкой поступили крайне хитро — пригласили писать саундтрек композитора Chrono Trigger, Ясунори Мицуду. В итоге мелодии получились яркими и отлично подчеркивающими происходящее, некоторые сильно въедаются в память. Мне вот, например, особенно запомнилась тема деревни кротов-землекопов — хорошо передает атмосферу приключения и легкой идиотии.
Локации будут понятны всем, кто хоть раз играл в подобное: есть карта мира, по которой отряд перемещается между поселениями и подземельями, а на самих уровнях нас ждут неразговорчивые NPC с парой заготовленных фраз, секреты и враги.
Исследование уровней — одна из лучших частей игры
В Sea of Stars на удивление много акробатики, даром, что вся она завязана на одну кнопку. В поисках проходов и спрятанных сундуков предстоит прыгать, плавать, карабкаться, двигать предметы, ходить по натянутым над пропастью тросам, проламывать собственным весом ветхий пол и так далее. При этом умереть в ходе неудачного прыжка нельзя — все жестко заскриптовано.
Уровни построены замечательно. Их интересно исследовать, и всегда можно вернуться, чтобы изучить пропущенное раньше. Правда, локации получились комплексными, и в них можно запутаться. Для простоты ориентации в пространстве очень бы пригодилась карта, но ее нет. Понятно, что в старых JRPG ее тоже не было, но в Sea of Stars все-таки хватает нововведений, а карту почему-то решили не делать.
Зелья здесь заменяют блюда, которые можно готовить в лагере. Ингредиенты легко найти на локациях
А еще тут нет случайных встреч с невидимыми противниками — все враги заметны на карте, и сражения можно попытаться избежать. Боевую систему вообще осовременили сильнее всего, и все нововведения пришлись кстати. Устройство битв достаточно простое: у всех персонажей есть базовая атака и несколько скиллов. Также у разных героев есть комбо друг с другом — усиленный удар, лечение, атака по площади и так далее. Заряд для них копится по ходу боя и исчезает сразу по его окончании — в общем, нас подталкивают использовать эти возможности как можно чаще.
С врагами бывает и так — чуть зазевался, и тебя окружают
Интереснее всего разработчики поступили с маной. Помимо восстанавливающих ее зелий, герои выбивают очки во время базовых атак, что решает давнюю проблему JRPG и делает обычные удары действительно полезными на протяжении всей игры. Также их можно усилить стихией, которая выпадает из врагов после нанесения обычного урона.
В итоге каждая битва превращается в эдакую головоломку, где ты пытаешься не дать врагам нанести урон: они заранее показывают, что собираются сделать какую-то гадость, а предотвратить это можно различными типами атак. Также стоит следить за уязвимостями — у особо сильных врагов и боссов они меняются на ходу.
Из других развлечений — рыбалка и мини-игра с рулеткой, правила которой сходу и не объяснишь
В итоге кто-то может и расстроиться тому, что пить чай во время боя, как в типичных JRPG, не получится. Появилось множество активных действий, которые требуют вашего внимания. Благодаря вовремя нажатым кнопкам можно снизить урон от вражеских атак и усилить свои, что делает сражения динамичными и не дает заскучать. В обучении разработчики пытаются сказать, что блокировать каждый удар необязательно, но победить некоторых второстепенных боссов без этого невозможно, а основных — трудновато.
Регулировать уровень сложности призвана еще одна умная механика. В Sea of Stars есть набор реликвий, которые включаются прямо из меню и могут как усложнить, так и упростить прохождение. К примеру, почти в самом начале наставник дает героям амулет, который вдвое увеличивает их здоровье и восстанавливает его после каждого боя. Включая эту реликвию, вы фактически пропускаете 3-5 часов гнусного гринда: это решение еще одной знаменитой болячки японских ролевых игр.
Прокачка вообще максимально не напрягает — хорошее снаряжение часто встречается в сундуках и его вполне можно купить, при повышении уровня вам позволяют выбрать бонус между несколькими характеристиками, что делает развитие более осмысленным, а все герои и их способности полезны. Жить можно с партией любого состава.
В уютном лагере можно послушать байки напарников и заготовить впрок лечебных предметов
В общем, играется Sea of Stars очень приятно, и сможет порадовать как новичков, так и олдфагов. Пользователь сам решает, хочется ему хардкора или ненапряжного приключения, а несколькими элегантными решениями разработчики избавились от давних болезней жанра. Десять из десяти, все оправдано?
Так а в чем проблема-то?
Есть у игры одна заметная беда. Это ее нарративная часть. Сценарий изобилует расхожими штампами, хотя сам по себе он вполне рабочий. В ходе приключений герои встречают прикольных персонажей, которые так или иначе остаются в повествовании и вносят какую-то лепту в происходящее. Сюжетные повороты можно предсказать сильно заранее, но в основном они действуют в рамках логики, потому ощущения бредовости происходящего не возникает.
Действие происходит в одной вселенной с The Messenger, а в центре истории — два так называемых Воина Солнцестояния, Зейл и Валери. Девушка владеет лунной магией, а парень — магией солнца, и вместе им предстоит победить пожирающих мир чудовищ. Перчинку вносит загибающийся Орден Воинов Солнцестояния: из-за его бедственного положения магистр вынужден отправлять на опасную работу фактически вчерашних детей, что отдает «Евангелионом» и его знаменитым «Полезай в чертового робота, Синдзи!».
Доступное описание для всех ситуаций, в которые попадают герои
Тем не менее на фоне Chrono Trigger, которую во многом и старается воспроизвести Sea of Stars, местный сценарий скорее разочаровывает. Сама по себе история не то чтобы плохая, но многого ждать от нее точно не стоит. Сюжетне только предсказуемый, но и линейный: в какой-то момент героев отпускают погулять по открытому миру между островами, да и только.
Но главная проблема нарратива — это диалоги. Особенно остро вопрос стоит в оригинальной английской версии — местами герои общаются просто безграмотно. На это обратил внимание даже поигравший уже после релиза и хайпа в прессе Джейсон Шрайер, который недоумевает, почему про это не написали рецензенты крупных изданий. Вскоре журналист удалил свой дисс, но пользователи Reddit успели им впечатлиться.
Встречаются и редкие анимационные вставки, в которых от пиксель-арте не остается и следа
Раскрывается секрет просто: большая часть команды Sabotage Studio — франкоговорящие канадцы, для которых английский язык не родной. И если за The Messenger пристально следил международный издатель в лице Devolver Digital, то Sea of Stars издавалась студией собственноручно.
После перевода на русский постные диалоги с грамматическими и лексическими ошибками стали просто посредственными. Герои общаются как наивные дурачки, что лично я поначалу списал на особенности жанра: большинство действующих лиц здесь — дети и подростки. Уже позднее стало понятно, что дело в качестве изначального материала. У персонажей есть одна яркая черта, на которую и делается акцент, а в лучшем случае найдется какой-нибудь скелет в шкафу. У двух главных героев характера будто и вовсе нет: они просто плывут по течению, помогая всем, кто об этом попросит.
Впрочем, в переводе появились собственные перлы в духе «Научиться применять магию без ее использования», но это обычное дело для локализаций. В этом примере, кстати, речь идет о зарядке базовой атаки элементальным уроном.
Ради чего стоит играть:
- Простая, но продуманная боевая система
- Большинство «болезней» JRPG здесь «вылечено»
- Стильный пиксель-арт и приятная музыка
- Гибкая сложность, которую каждый подстроит под себя
Что портит впечатление:
- Средненький сюжет и плохо написанные диалоги
- Отсутствие карты локаций мешает быстро сориентироваться на местности
Итог
Sea of Stars получилась очень приятной игрой для всех, кто питает нежность к двухмерным JRPG с пошаговой боевой системой — или вообще хочет попробовать их впервые. Благодаря гибкости, оценить сражения и атмосферу приключения смогут как новички, так и закаленные поклонники пошагового гринда. Настолько качественное исполнение игровых механик заставляет желать большего от сюжета, который, увы, отнюдь не блистает: постные диалоги и шаблонная история слегка портят общее впечатление. Но остальном это портал в 1995 год со всеми удобствами 2023-го — настоящая пилюля фантомной ностальгии для тех, кто даже никогда не играл в проекты расцвета жанра.