Не будет преувеличением сказать, что немецкая инди-студия Mimimi Games — главный поставщик качественных тактических-стелс игр последних лет. Звание «заведующих жанром» настолько крепко прилипло к этой команде, что она в какой-то момент без тени малодушия взяла, да и переименовала его на свой лад — дескать, МЫ считаем, что название «стелс-стратегии» подходит нашим играм лучше, чем устаревший термин «тактика в реальном времени». Что поделать — им можно. Как-никак, именно эти ребята практически в одиночку воскресили жанр в Shadow Tactics и вывели его на совершенно невиданный доселе уровень в прорывной Desperados 3. Хроники приключений проклятой команды пиратов из Shadow Gambit: The Cursed Crew — уже третий их заход в родные воды. На сей раз не революция, но мастер-класс в том, что эти парни умеют делать лучше всех на свете.
Стелси, спались, и снова
Не будем ходить вокруг да около и сходу признаем: Shadow Gambit — это Desperados 3-2. Ну, практически. Не подумайте, что мы пытаемся принизить свежий релиз. В конце концов, сложно воспринимать как упрек сравнение с лучшей игрой в жанре. Некоторым отчаянным фанатам тактического стелса и вовсе хватит такой характеристики, чтобы побежать за покупкой (автор статьи как раз из их числа). Просто важно понимать, что каких-то отчаянных, срывающих крышу инноваций от этой игры ждать не стоит.
Она исправно держит заданную авторами планку качества буквально по всем важным для жанра параметрам и до поры прячет в рукаве пару приятных сюрпризов. Но это не столько шаг вперед, скорее — куда-то в сторону. Условно говоря, если сравнить разработку Desperados 3 с первым покорением Эвереста, то Shadow Gambit во многом идет по протоптанной прошлой экспедицией тропе, только в пиратском костюме. Что тоже по-своему впечатляет.
Для тех, кто пропустил прошлые серии, напомним вкратце, в чем заключается суть этих наших «стелс-стратегий» или «тактик в реальном времени», как их ни называй — все-таки, редкая зверушка. Игроку дается набор персонажей со своими уникальными умениями — обычно на миссию выдвигаются от двух до пяти бойцов — и просторная карта, полная превосходящих сил противника, на которой нужно выполнить ряд незамысловатых целей: подобрать предмет, спасти заложника или кого-нибудь грохнуть. А вот как именно достичь следующей цели — решает только игрок.
Типичный пример зачистки кишачего глядящими друг на друга врагами участка карты
Нам всегда видны вся карта с высоты птичьего полета, поле зрения и маршруты охранников, радиус шума всех действий. Иными словами, это игра с открытой информацией, которая ничего от вас не утаивает — глоток свежего воздуха среди прочих тактических релизов, вечно полагающихся на рандом и выдающих промахи в упор при вероятности попадания 95%. Зачистка каждого сегмента карты от врагов — многоуровневая пространственная головоломка. Нужно тщательно планировать каждый следующий ход и грамотно распоряжаться имеющимися инструментами.
Вовремя отвлечь одного охранника броском монетки, подозвать другого свистом из кустов и одновременно расправиться сразу с охапкой врагов тщательно выверенной серией атак — организовать это все поможет удобное окно паузы. Ну и сейвскамить, конечно, придется — здесь это неотъемлемая часть игрового процесса, даже имеющая сюжетное обоснование.
Корабль — одновременно наш дом, хаб, квестодатель и заведущий файлами сохранения
Делай что хочешь живи как и я, ведь мы пираты!
Так уж вышло, что нашей команде восставших из мертвых пиратов, охотящихся за легендарным сокровищем, достался в наследство от усопшего капитана удивительный корабль по имени Красная Марли со своей душой, характером и волшебными способностями. Главная из них — возможность вернуться во времени к любому недавнему воспоминанию. Читай — сохраняться и загружаться в любой миг.
Казалось бы, с такой подмогой корсарам не страшны никакие преграды. Но не все так просто, ведь по следу сокровищ идут и прихвостни местного милитаристского религиозного культа, подчинившего себе почти все окрестные берега и выживающего с них любую нежить. К тому же возглавляет ее полубезумная инквизиторша Игнисия, которая имеет свои счеты с Красной Марли и ее капитаном.
Дней, когда разработчики игр не использовали поехавших культистов в качестве врагов: 0
К счастью, и у нас на корабле команда собралась что надо — восьмерка отборных мертвецов с яркими образами, предысторией и боевыми способностями. Затесался сюда и корабельный плотник Джон Меркьюри, утягивающий врагов в бездну из-под земли и отвлекающий их с помощью верного компаньона — говорящей рыбы. И однорукий скелет-шиноби Тойа из Иги, телепортирующийся за спины к врагам и выполняющий роль судового повара. Не выпускающая самокрутки изо рта слепая снайперша Тереза обеспечивает команде поддержку с дистанции, а самовлюбленный квартирмейстер Пинкус наловчился за время контакта с темной стороной вселяться в души врагов и управлять ими словно марионетками.
Спятивший охотник за сокровищами Квентин с покрытым золотом черепом умеет бросать свою голову на землю, привлекая охранников. Вечно таскающая с собой пушку канонирша Гаэлль может запихнуть в нее любого товарища по команде и запульнуть через забор. Судовой врач Зулейда, труп которой давно увили расения, умеет на ровном месте выращивать кусты для укрытия. Руководит же кампанией новоявленный навигатор судна Афия Маникато, преследующая в ходе путешествия какие-то свои таинственные цели.
Наблюдать за болтовней товарищей по команде — сплошное удовольствие
Оригинальный сеттинг развязал авторам руки в отношении проработки боевых умений. Еще в Desperados 3 чувствовалось, насколько стесняет их полет фантазии относительно реалистичный сеттинг вестерна — отсюда все эти шаманки с магией вуду, которые стали плодотворной почвой для интересных механик, но воспринимались как чужеродный элемент и откровенно бесили некоторых старых поклонников франшизы.
Тут же перед нами разворачивается зачарованный мир с магией, ожившими мертвецами и пиратскими приключениями, так что всякие телепорты и переселения душ не вызывают никаких вопросов, а комбинировать волшебные навыки в бою — одно удовольствие. К тому же авторы поощряют ротацию в команде — это позволяет заработать больше очков опыта, которые со временем можно потратить на полезные перки-улучшения для подчиненных.
За особо комплексными сегментами уровней на самой высокой сложности запросто можно проторчать с полчаса, но в этом и кайф!
Да и антураж морских приключений разработчикам удалось уловить на ура — в блестяще озвученных диалогах постоянно мелькает специфический жаргон. За кадром периодически звучат традиционные для моряков песни-переклички шанти. А поначалу практически безжизненный корабль со временем начинает воприниматься как штаб-квартира дерзких пиратских налетов и обзаводится полноценной командой, которая исправно трудится на пользу экспедиции.
Каждый из героев имеет за душой еще и свою любопытную историю, которую можно раскрыть в результате цепочки небольших квестов. Задачки там в основном уровня «подай-принеси», зато сопровождающие их забавные сценки — вполне себе приятное опциональное отвлечение от бесконечных боевых вылазок, которое прольет чуть больше света на характеры пиратской братии. Благо сценаристы Mimimi Games не растеряли присущего им остроумия.
Чтобы был ясен масштаб местных островов — вот карта далеко не самой большой локации
Море-море, мир бездонный
Второе и по сути последнее действительно важное нововведение Shadow Gambit помимо оригинального сеттинга — квази-открытый мир. Он представляет собой с десяток островов, на каждый из которых нам не раз придется вернуться по ходу разных заданий. Как правило, игроку предлагают сразу несколько целей одновременно, а порядок их выполнения и боевую команду почти каждой вылазки он может выбирать на свое усмотрение.
Такой подход приводит к своим плюсам и минусам. С одной стороны — мы получаем больше свободы. Та же Desperados 3 была предельно линейна в том, что касается порядка миссий и набора персонажей. Здесь же пространство для вариативности и реиграбельности настолько велико, что в качестве сопоставимого сравнения из относительно похожих игр на ум приходит разве что серия Jagged Alliance. Да и сами острова вышли на загляденье — многоэтажные, просторные, с кучей места для маневра, творческого подхода к решению задач и бесчисленными маршрутами к победе. С другой стороны, посещать уже в пятый раз знакомую локацию, где меняется лишь время суток, цели, да расположение некоторых противников — развлечение на любителя. Тем более, что каких-то революционно новых механик вам не предложат: оставленные на земле следы, меняющийся из-за источников света радиус обзора врагов, убийства с помощью предметов окружения — все это мы уже видели в Desperados.
Ну и какие могут быть морские приключения без корабельных песен!
Даже набор врагов в этих двух играх практически идентичен. В не желающих сходить со своего места «комиссарах» инквизиции легко угадываются обосновавшиеся на Диком западе «охранники в пончо». А могущественные «прогностики», забороть которых способны лишь двое персонажей явственно напоминают «длинных плащей». Из вереницы рескинов выбиваются лишь объединенные духовной связью пары культистов, который необходимо убить одновременно, иначе один возродит другого — когда такую парочку окружает толпа врагов, приходится не на шутку призадуматься. Да и способности некоторых героев работают точь-в-точь как в предыдущих играх студии. Взять хоть свист (привет Юки из Shadow Tactics) или бросок монетки (фирменный прием бесстрашного ковбоя Джона Купера).
Ремикс? Пожалуй что. Но жаловаться на то, что авторы не ломают то, что работает, ей-богу, как-то неловко. Не возмущаться же тем, что эти они ОПЯТЬ сочинили кучу локаций с потрясным левел-дизайном, от которых невозможно оторваться, пока не распутаешь этот клубок стелс-головоломок до конца? Или тем, что идеально подходящая жанру и невероятно дружелюбная к игроку схема управления переехала в эту игру практически без изменений? Вот на неоднозначный визуальный стиль, который стал более «мультяшным» и зайдет, вероятно, не всем посетовать еще можно (особенно странно смотрятся члены инквизиции в масках, будто сбежавшие из детской программы канала Comedy Central). К тому же при стандартной гамме дневные уровни выглядят слишком пересвеченными, а ночные — слишком темными. Но это все мелкие нарекания, не способные испортить общей картины.
Релизный трейлер Shadow Gambit: The Cursed Crew. Источник: PlayStation
Ради чего стоит играть:
- Mimimi Games продолжает делать самые увлекательные и удобные стелс-стратегии в мире
- Сложный и многоуровневый левел-дизайн по-прежнему на высоте
- Невиданная для жанра вариативность и реиграбельность
- Роскошная атмосфера пиратских приключений с корабельным фольклором
- Богатый набор ярких персонажей со своими характерами и историями
Что портит удовольствие:
- По сравнению с Desperados 3 игре не хватает значимых инноваций
- Квази-открытый мир заставляет перепроходить локации по нескольку раз
- Некоторые визуальные решения смотрятся как минимум спорно
Итог
Пусть Shadow Gambit и воспринимается во многом как ремикс лучших наработок студии, о какой-либо перенасыщенности или усталости жанра говорить не приходится — подобные шедевры все еще выходят лишь раз в несколько лет. В таких условиях выдержанной планки качества на пару с оригинальным сеттингом, богатой вариативностью и ярким сценарием более чем хватит, чтобы увлечь любителей тактического стелса на десятки часов.