В Нью-Йорке музей естественной истории репатриирует незаконные останки
Один из самых знаковых музеев Нью-Йорка отказывается от своей коллекции, состоящей из около 12 000 человеческих останков. Администрация утверждает, что учреждение собирало кости с 1940-х годов с использованием методов, которые сейчас считаются «оскорбительными» и «расистскими».
Согласно документу, полученному The New York Times, американский музей естественной истории (AMNH) уберет дюжину экспонатов человеческих костей для проведения экспертизы с целью определения их происхождения. Антропологи также будут уделять больше времени изучению коллекции, поскольку перед музеем стоят вопросы о законности и этичности их приобретений.
«Поиск ответов на то, что именно мы здесь имеем, и то, как на самом деле описать это как можно более полно, — это то, что важно для продвижения вперед. Коллекции человеческих останков стали возможны благодаря крайнему дисбалансу власти. Более того, многие исследователи в 19-м и 20-м веках затем использовали такие коллекции для продвижения антинаучных программ, укореняя превосходство белой расы, а именно: выявления физических различий», — заявил президент музея Шон М. Декейтер.
По данным New York Post, в коллекции нью-йоркского музея находятся останки 2200 коренных американцев, которые должны быть репатриированы потомкам согласно федеральному закону о защите могил и репатриации коренных американцев, принятому более 30 лет назад. Однако вернули только тысячу скелетов.
По словам официальных лиц, человеческие останки, которые в настоящее время выставлены в Американском музее естественной истории, занимают 12 витрин и варьируются от скелетов до инструментов и бус, изготовленных из человеческих костей или включающих их в себя, также там есть полностью реконструированный скелет монгольского воина 1000 года нашей эры и тибетский фартук XIX века, сделанный из человеческих костей.
Но не эти экспонаты вызывают дискуссии — есть коллекции, состоящие из скелетов, выкопанных или украденных из могил по всему городу и штату в начале прошлого века.
Одна из таких коллекций — кости пяти взрослых чернокожих, которые были украдены с манхэттенского кладбища в 1903 году, сообщает The New York Times. Останки были переданы после того, как рабочие наткнулись на тела колониальной эпохи во время строительства района Инвуд, сложили черепа в пирамиду и сфотографировали.
«Конечно, для афроамериканца вопрос расы представляет особый интерес. Наследие дегуманизации черных тел посредством порабощения продолжается и после смерти в том, как с этими телами обращались в рамках научного проекта», — прокомментировал Декейтер газете.
Никаких юридических правил по возвращению останков афроамериканцев не существует, хотя в 2022 Конгресс принял закон, защищающий места их захоронений. И уже в 2023 Музей Пенна в Филадельфии получил разрешение суда на захоронение черепов 20 человек, многие из которых ранее были порабощенными афроамериканцами.
В музее естественной истории также хранится «медицинская коллекция»: около 400 больных, в основном бедных жителей Нью-Йорка, которые умерли в 1940-х годах и были переданы медицинским школам, а затем AMNH, что, по мнению некоторых ученых-юристов, было незаконным шагом.
Некоторые эксперты заявили, что закон штата Нью-Йорк не позволяет школам передавать трупы в музеи, ведь «не существует четко законного способа, чтобы человеческие останки оказались в музее», по словам профессора юридического факультета Университета Уэйк Форест, специализирующаяся на праве человеческих останков, Тани Марш.
Адвокаты музея заявили, что изучил юридический вопрос и «не считают, что какие-либо останки из этой коллекции попали в музей помимо законных каналов».
По данным музея, антрополог Гарри Л. Шапиро, который стремился создать справочную коллекцию, был знаменитым экспертом по эволюции, хотя сегодня его акцент на расовых различиях вызывает критику.
Президент AMNH Декейтер заявил, что считает работу Шапиро в отношении евгеники «плохой наукой»: «Считаю ли я его качественным учёным? Я бы сказал нет. Его наука не является чем-то, что можно было бы считать респектабельным и достойным».
Профессор антропологии в Университете Южной Каролины Карлина Мария де ла Кова прокомментировала ситуацию: «Сегодня мы бы сочли подобные подходы научным расизмом. Но в то время учёные обменивались людьми так же, как дети обменивают карточки с Покемонами сейчас».
В последние месяцы профессор нью-йоркского колледжа Эрин Томпсон узнала о «медицинской коллекции» нью-йоркского музея, проводя исследование этических и юридических вопросов, связанных с его фондами останков. Она рассказала, что когда попыталась более полно исследовать эти и другие останки, музей преградил ей дорогу и лишил ее доступа к своему каталогу.
Представитель музея Энн Канти заявила, что каталог человеческих останков не является общедоступным.
Почему же сейчас решили возвращать кости? В отличие от тел, приобретенных более века назад, люди, чьи кости находятся в «медицинской коллекции», вполне могут иметь живых родственников. По словам чиновников, имена большинства людей указаны в записях музея, но раскрывать их считается неуместным.
«Мы хотели бы быть действительно вступить в контакт с потомками семей. Мы ограничены объемом наших архивных записей. Я не думаю, что это рефлексия по поводу наших библиотекарей или архивариусов. Это историческая неадекватность документации», — выразила надежду на сотрудничество председатель отдела антропологии Эшли Хаммонд.
Хаммонд сказала, что, по ее мнению, все еще есть смысл хранить останки «медицинской коллекции». Некоторые исследователи с этим не согласны: «Эти останки отслужили свое время. Часто останки привозят в музеи с грандиозными представлениями о том, чего они достигнут, и научные исследования очень редко достигают этих целей», — рассказал историк антропологии из Массачусетского университета в Амхерсте Сэмюэл Редман.
Источник: www.mk.ru