Джокер второй свежести появился в программе Венецианского кинофестиваля
Конкурсный показ 80-го Венецианского кинофестиваля открыли «Догмен» Люка Бессона и «Феррари» Майкла Манна. Первый фильм – это вызывающее сомнения путешествие по следам предшественников, возможно, без отдачи себе в этом отчета, и, как результат, – «Джокер» сомнительной свежести. Второй – долгострой с интересной историей и летящими как пули автомобилями, уносящими жизни случайных и неслучайных людей, экспрессивное кино с неочевидным протагонистом в лице Адама Драйвера.
Люк Бессон, известный по фильмам «Пятый элемент», «Леон», «Голубая бездна», «Такси», негласно списанный не то, чтобы в тираж, но сошедший с первого круга, исчерпавший потенциал делать что-то помимо коммерческого продукта, написал сценарий своего нового фильма, который и стал причиной многих бед. Главную роль сыграл отличный актер и музыкант Калеб Лэндри Джонс, знакомый многим по картине «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдонаха – одного из членов жюри нынешнего венецианского фестиваля. На пресс-конференции он покусывал ногти и явно нервничал от не самых приятных вопросов.
Его герой – прямой наследник Джокера. Унижали человека долгие годы, убивали в нем все светлое, и вот он возомнил себя супергероем, начал мстить за то горе, которого нахлебался в детстве, благодаря двум чудовищам – родному отцу и брату. Вырос мальчик на псарне, куда его бросили родственники, и собаки стали единственной его отрадой, семьей, детьми, как он их называет. Псы да старые журналы, найденные среди хлама, сформировали ребенка, а потом еще и милая барышня, привившая любовь к Шекспиру. Вместе они разыгрывали его пьесы (потом новый Джокер будет читать «Ромео и Джульетту» собакам). Мальчик наносил грим, перевоплощался, а и став взрослым, постоянно продолжал играть. У него набеленное как у Джокера лицо, только не трагического клоуна, а знаменитых женщин – Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. В их образе новый Джокер появился на сцене кабаре после безуспешных попыток найти хоть какую-то работу. Вечный изгой живет по своим законом, но только не спасая мир, как он думает, но принося ему фатальное зло. Собаки помогают выживать, забираясь в чужие дома, принося оттуда улов – жемчужные бусы, дорогие очки. Они готовы загрызть наркобарона, впившись в самое уязвимое причинное место. Чужаку в собачье логово лучше не соваться. У входа его встретит пес, напоминающий сфинкса, а потом появится целая стая разномастных собак.
Люку Бессону пришлось иметь дело с сотнями собак на этом проекте, и от актеров потребовалось мужество, адаптироваться в непривычном мире целой стаи. Зрелище получилось странное, избыточное, но все же непредсказуемое. Всякий раз не знаешь, что будет за поворотом, куда заведет безудержная фантазия Люка Бессона. Любопытно, что режиссерам словно не хватает места. Они толкутся на одной поляне, повторяя не только чужие мысли, но даже названия. «Догмен» уже был, и снял его не так давно Маттео Гарроне, премьера состоялась в Каннах. Образы его собак до сих пор перед глазами. Но Бессон (и не только он) иной раз и не догадываются о том, что кто-то до них уже сказал свое слово.
Майкл Манн, которому 80 лет, являет собой тот редкий случай, когда возраст не становится помехой, и можно еще снимать свежее и энергичное кино. У «Феррари» – большая и причудливая история. Манн разрабатывал ее больше 20 лет, вел переговоры с разными актерами, среди которых был Кристиан Бэйл, сыгравший в 2019 году в картине «Ford против Ferrari» Джеймса Мэнголда, где исполнительным продюсером стал все тот же Майкл Манн. В этой картине, которая так и не пробилась к «Оскару», хотя сделана прекрасно, тоже речь о разработчиках спортивных машин и гонщиках, готовых рисковать жизнью во имя беспредельных скоростей и небывалых результатов. Позднее появился Хью Джекман, но и он не сыграл Феррари, и с ним что-то не заладилось по срокам, после чего появился Адам Драйвер. Вот кого точно было сложно представить в роли основателя знаменитой компании, итальянского конструктора и некогда автогонщика Энцо Феррари. Его сразу и не узнаешь в коротко стриженном человеке с сединой.
Байопики редко удаются, но тут, пожалуй, исключение из правил. Многие до этого фильма, наверное, и не знали, как зовут создателя знаменитой спортивной автомобильной марки, что у него была напряженная жизнь, не только профессиональная, но и личная. Его демоном, который как будто всегда стоит за спиной, стала жена, которую сыграла Пенелопа Крус. Супруги потеряли сына, когда ему было 24 года, и теперь каждый из них проживает свою отдельную жизнь, хотя формально они не в разводе, который в Италии был практически невозможен. У Феррари новая семья, подрастает сын, а его бывшая супруга осталась одна со своим горем, другой жизни с чистого листа ей уже не начать, и она не дает это сделать бывшему мужу. Зато теперь единственный сын Феррари, рожденный от любовницы, владеет активами знаменитого брэнда. Стремление достичь невозможного, достижение небывалых скоростей приносят одну потерю за другой – гибнут молодые и красивые гонщики. Жертвами случайностей, какой-нибудь брошенной на трассу коробки, становятся зрители, пришедшие посмотреть на гонки – девять человек, включая пятерых детей. Но это не отменяет наград, лавровых венков и кубков, которые получают победители. Манн сумел все это тонко совместить – мимолетность жизни, тщетность славы, необходимость постоянного движения вперед, только к звездам, только к победе.
Источник: www.mk.ru