Какие профессии выбирают наследники писателя
На завершившемся в Ясной Поляне фестивале «Толстой» была насыщенная программа, показывали спектакли и фильмы по роману «Анна Каренина», представляли книги. И все это происходило на территории музея-усадьбы Льва Николаевича, под открытым небом. Многие мероприятия инициировали потомки Толстого. У них разные профессии. О том, что определило выбор их пути, мы и поговорили.
Фекла Толстая — праправнучка Льва Толстого, филолог, журналист, телерадиоведущая и режиссер, снималась в кино («Просто ужас!», «Серафим Полубес и другие жители Земли»). Фекла окончила филфак МГУ, а потом мастерскую Марка Захарова в ГИТИСе. На фестивале «Толстой» отвечала за образовательную программу «Слово Толстого», проходившую в яблоневом саду. Сама прочитала лекцию «От рукописи к бестселлеру. Как доходили тексты Толстого до читателя», рассказала о черновиках «Анны Карениной», о том, что таят рукописи, а также пригласила специалистов по Толстому, чтобы поговорить о том, что такое счастье в понимании Льва Николаевича, о его отношении к балету и многом другом. Под яблонями мы и поговорили с Феклой.
— Есть ли у нынешнего поколения наследников Толстого какая-то предопределенность в выборе профессии? Вы же не стали химиком?
— Когда в Ясной Поляне проходили большие съезды потомков Льва Николаевича, съезды Толстых, то мы видели широкую палитру их занятий. Среди Толстых есть бизнесмены и финансисты. Многие из наших шведских родственников занимаются сельским хозяйством. Есть и представители творческих профессий — фотографы, художники, джазовая певица. Но писателем все-таки никто не стал или не решается так себя назвать. Что касается русской части Толстых, то мы традиционно, начиная от наших отцов и дедов, выбирали журналистско-филологическую стезю. Я из филологической семьи. Дядя мой преподавал на факультете журналистики. Многие мои троюродные братья и сестры пошли в эту сторону. Мы гуманитарии. Не знаю, есть ли здесь прямое влияние Льва Николаевича. Один мой дядюшка был геологом и довольно известным, а его жена — как раз химиком. Толстовское семейное влияние выражалось не столько в том, что у нас великий предок. Оно выражалось в другом. Сейчас я говорю только за себя. Я помню, что у моих родителей всегда было очень бережное отношение к семье. Мой отец каждый день вспоминал своего отца и свою тетю Александру Ильиничну Толстую. Их путь и выбор жизненного направления — все это было в атмосфере, в которой я воспитывалась. Как у других Толстых, не знаю.
— Поддерживаете ли вы отношения со своими зарубежными родственниками?
— Да, и очень плотно. До пандемии мы большой компанией каждые два года встречались здесь, в Ясной Поляне. Пандемия все прекратила. Оказываясь почти в любой стране мира, у меня всегда есть желание встретиться с родными. И мы встречаемся, дружим, очень тесно общаемся. Планируя каникулы, всегда говорим: «А давай, если получится, проедем через Рим и повидаемся с родными», «Если будем в Париже, то надо обязательно надо повидаться с родственниками». Мы переписываемся в соцсети.
— Это общение на английском языке?
— По-разному бывает. Кто-то из наших родственников прекрасно говорит по-русски, кто-то по-английски.
— Правнук Достоевского Дмитрий Андреевич рассказывал о съездах потомков великих людей, подмечал сходство Карамзиных со своим предком. Внук Михаила Шолохова Александр Шолохов говорил о поразительном сходстве Радищевых. Вам приходилось участвовать в подобных собраниях?
— Нет, я не бывала на таких мероприятиях, но знаю некоторых потомков. Владимир Ильич Толстой дружит с внуком Михаила Шолохова Александром Шолоховым. Я тоже могу уже назвать его своим другом. Знакома я и с представителем семьи Лермонтовых. С Достоевскими мне встретиться не довелось. Мы все знаем прекрасную и очень яркую семью внуков Алексея Николаевича Толстого. Мне кажется, что яркости им придает не только то, чьи они внуки, но их собственные дела.
— Вам великое родство в жизни чаще мешало или помогало?
— Мой отец учил меня отвечать на подобные вопросы: иногда так, а иногда иначе. С одной стороны, есть гордость за семью, интерес людей к твоей фамилии, а с другой стороны, ты чувствуешь ответственность не только за Льва Николаевича, но и за своих родителей и дедов. Все время думаешь: что бы они сказали, как поступили.
— Я вот не знала, что Иван Толстой — потомок Льва Николаевича, приглашая его с короткометражкой на кинофестиваль. Потом уже выяснилось, кто он такой.
— Я считаю, что это хорошо. Мы родились и навсегда останемся праправнуками и прапраправнуками Льва Николаевича Толстого. Это будет за нами всегда закреплено. Важно что-то еще сделать в жизни помимо того, что тебе от папы с мамой, от дедушки досталось. Мне бы хотелось, чтобы я сама что-то из себя представляла помимо этого. Это важно.
Иван Толстой — прапраправнук Льва Толстого, кинорежиссер. На фестивале «Толстой» он представлял ретроспективу фильмов по роману «Анна Каренина», над которым его знаменитый предок начал работать 150 лет назад. Собственно, этой дате и был посвящен фестиваль. Иван стал куратором кинопрограммы, которую показали на территории музея-усадьбы Льва Толстого в необычном месте — на сеновале. Об этом мы и поговорили.
— Почему кино на сеновале? Кому пришла такая прекрасная идея?
— Последние несколько лет театральный фестиваль «Толстой» стремительно развивается. Расширяется программа, приезжают все больше масштабные спектакли — вахтанговский «Война и мир» в постановке Римаса Туминаса в прошлом году, балет «Анна Каренина» Большого театра — в этом. Вот мы и решили вместе с сестрой, которая курирует последние фестивали, добавить еще и кинопрограмму. Собственно, идея смотреть кино на сеновале принадлежит ей. Я лишь с большим удовольствием согласился. Посмотреть Лава Диаса («Женщина, которая ушла» завоевала «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля в 2016 году. — С.Х.) на сеновале — что можно придумать круче? Естественно, вне фестиваля я показываю кино не на сеновале, хотя стоит задуматься.
— Есть ли дальнейшие планы, связанные с показом кино в Ясной Поляне?
— Я больше двух лет занимаюсь показами в Доме культуры деревни Ясная Поляна. С апреля 2021 года являюсь программным директором кинотеатра, приглашаю кинематографистов и киноведов. Каждые выходные мы показываем кино — современное, в основном авторское, что-то радикальное и совсем не радикальное. Диапазон обширный. У нас разные направления, но в основном это авторское кино, поэтому чаще приезжают его представители: от талантливых дебютантов до маститых авторов, от ученика Сокурова Сергея Кальварского до Сергея Сельянова, обсудившего со зрителями картину Балабанова. Мы показываем и зрительское кино. «Сердце пармы» представляли режиссер Антон Мегердичев и продюсер Игорь Толстунов, а на открытии кинотеатра Данила Козловский представлял свой «Чернобыль».
— Вы общаетесь с другими потомками Толстого? Какие у них профессии?
— Мы все хорошо знакомы и до пандемии каждые два года собирались в Ясной Поляне. Приезжали наши родственники больше чем из десяти стран, включая Бразилию и Уругвай. Мы поддерживаем отношения с нашими итальянскими и французскими родственниками. Когда я ездил в США, то встречался там с американскими потомками. У всех разные сферы деятельности. Есть прекрасные фотографы, известные писатели, бизнесмены.
— Кинорежиссеров, кроме вас, нет?
— Моя тетя Фекла Толстая снимает документальные фильмы, многие из которых про нашу семью (иногда я появляюсь в кадре). Мой французский дядя тоже занимался документалистикой.
— Как случилось, что вы пошли в режиссуру? На что вас ориентировали родители?
— Как раз от отца все и пошло. Естественно, он не настаивал, но, когда мне было 15 лет, рассказал об этой профессии. И я заинтересовался. Очень важным было еще и то, что в год моего поступления мастерскую набирал Сергей Соловьев.
— Отец заметил вашу предрасположенность к режиссуре?
— Надеюсь. Я думаю, что ему самому интересна тема кино и режиссуры. Лучше у него об этом спросить.
— ВГИК вы окончили два года назад. Ваша короткометражная картина «Быть Виктором Пелевиным. Кем-кем?» внушает надежды. Пора уже снимать полный метр.
— Я не забросил профессию, дописываю сценарий полнометражного фильма. Просто очень медленно работаю. «Пелевина» тоже писал несколько лет, а потом долго снимал. Мой выпуск пришелся на непростое время.
— Кто-то из ваших сокурсников снимает кроме Стаси Венковой, картина которой «Тайное влечение» участвовала в российском конкурсе ММКФ?
— По-моему, нет, но думаю, что мы еще сделаем что-то клевое. Я даже знаю кто. Мне кажется, что о курсе нужно судить не сразу после выпуска. Надо дать какое-то время.
Источник: www.mk.ru