На фоне саммита в Петербурге очертили контуры культурного взаимодействия с Черным континентом
В Петербурге проходит второй саммит африканских стран, который призван показать: Россия взяла курс на юг. Президент обещает бесплатное зерно, содействие укреплению суверенитета африканских стран, Африка должна стать одним из ключевых партнеров России в новой системе мироустройства, поэтому будем сотрудничать по всем направлениям, не исключая и культурное. Культура станет «мостиком», с помощью которого будут укреплять отношения, и их уже строят. «МК» оценил, какие проекты успели соорудить к африканскому саммиту.
Незадолго до африканского саммита в Петербурге было объявлено, что здание бывшего ГЦСИ (Государственного центра современного искусства) на Зоологической переделают в Музей Африки. Некогда это место было эпицентром современного искусства России, но в 2016-м году ГЦСИ фактически был уничтожен как институция и вошел в состав РОСИЗО. А в 2020-м здание было передано Пушкинскому музею. Теперь уже экс-директор ГМИИ Марина Лошак тогда обещала, что здание на Зоологической ждет новая жизнь, центр станет еще масштабнее, однако, что-то пошло не так. Центр на тот момент уже несколько лет находился на реконструкции, которую обещали закончить в 2022 году, но работы затянулись. Теперь то, что сделано (если сделано), будут переделывать под африканский формат. Сообщается, что на переоборудование уйдет полтора-два года. Во что – после всех приключений с ГЦСИ – почти не верится. Но здесь был важен жест: само сообщение о создании отдельного музея, посвященного Африке.
Серия выставок, которые открылись в разных регионах России, тоже – жест. Что успели? В Ярославском художественном музее открыли выставку «Магия Африки», на которой представлены произведения из коллекции Эдди Новарро (1925–2003) — фотографа, путешественника и коллекционера. В экспозиции – маски, скульптуры и бытовые предметы первой половины XX века из стран Центральной и Западной Африки. В Музее Востока – проект из фондов «Чувство цвета». Выставка посвящена самой известной художественной школе Черного континента – Школе живописи Пото-Пото, основанной французским художником и этнографом Пьером Лодсом в Браззавиле (Республика Конго) в 1951 году.
В Главном штабе Эрмитажа 27 июля открылся камерный проект «Красота как ритм», где представлены пять деревянных женских фигур трёх разных культур Африки – дан, бамана и моси. Такие скульптуры имели как эстетическое, так и магическое значение.
Самую важную и большую выставку организовали в петербургском Манеже. «Перевернутое сафари» – первая попытка показать российской аудитории актуальное искусство Африки во всем многообразии. Проект представляет основные художественные течения современного искусства Черного континента, которые развиваются на протяжении последних 60 лет. В экспозиции – работы 49 африканских и 14 российских художников, в общей сложности – более 300 экспонатов. Участники форума могут посещать его свободно, предъявив бейджик. Африканских гостей сюда водили на экскурсию перед приемом у губернатора Петербурга.
Еще одна выставка открылась 28 июля в петербургском музейно-выставочном центре «Россия – моя история». Она получила название «Петербург – Африка. Контуры взаимодействия». Здесь акцент на историю дипломатических отношений – от африканского предка Александра Пушкина Абрама Ганнибала до наших дней. Словом, в культуре, как и в политике, сейчас мягко, но конкретно намечают обозначенные в названии проекта контуры взаимодействия, которые, как всегда бывает, очертятся более явно со временем.
Источник: www.mk.ru