Фильм, снятый в карантинном Тбилиси, открыл российский фестиваль
В Выборге открылся 31-й фестиваль российского кино. Все здесь как в прежние годы, только ставшее привычным за тридцатилетие название «Окно в Европу» исчезло. Наверное, потому, что окно превратилось в форточку. Граница с Финляндией рядом, а преодолеть ее невозможно. Теперь фестиваль называется «Выборг», за что критики ругают его руководство. Спасибо, что он вообще проходит. Спасибо, что живой. Продюсер Екатерина Филиппова, представлявшая фильм открытия «Нина» Оксаны Бычковой, поблагодарила за возможность показать кино и возможность жить в непростые времена.
Последние 23 года фестивалем руководил блистательного ума человек, киновед милостью божьей и экс-министр кинематографии Армен Медведев. Год назад именно в Выборге он дал интервью «МК». В декабре прошлого года Армена Николаевича не стало, и его президентское кресло пока вакантно.
Когда-то на фестивале существовала полноценная программа фильмов, снятых в копродукции разных стран. Теперь их почти нет. «Нина», открывшая «Выборг», — редкое исключение. Она создана Россией совместно с Грузией. Мировая премьера состоялась на Шанхайском кинофестивале. Фильм также представлялся в индустриальной программе Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Уже есть одноименная картина польского режиссера Ольги Хайдас, живущей в США. И она победила в 2018 году на Роттердамском кинофестивале в конкурсе The big Screen Award, где в 2014-м награду в той же секции получила Оксана Бычкова за «Еще один год». И это не единственное совпадение. У Хайдас героине ближе к сорока. Она учительница французского языка, и у нее своеобразные отношения с мужем. Нина у Оксаны Бычковой примерно того же возраста, тоже занимается с детьми (она логопед), и муж у нее тоже особенный.
Нину сыграла Юлия Пересильд. На роль пробовались разные актрисы. Когда пришла Юлия и сделала все как надо, Оксана поняла, что нашла то, что искала. А нужна ей была «акварельная девушка», и это совсем не то, что Пересильд делала прежде. После съемок в «Нине» она улетела на Байконур, и вся российско-грузинская группа очень за нее переживала.
У Нины как будто все хорошо, есть маленький сын и чуткий, понимающий муж (Кирилл Кяро). Он великодушно отпускает жену в Тбилиси на встречу с ее былым возлюбленным, который серьезно болен. Его зовут Руслан, и он, что называется, опустившийся джентльмен. Играет его Евгений Цыганов, снимавшийся и прежде у Оксаны Бычковой. Нина едет утешить и попрощаться туда, где они были счастливы когда-то, но ее путешествие в Грузию обернется для всех неожиданным финалом.
Сценарий написала Любовь Мульменко при участии Оксаны Бычковой. Некоторые диалоги очень хороши и забавны. Руслан говорит Нине: «Почему я такой классный, и никакого отклика?» А у нее возникнет занятный диалог с молодым грузином: «Как ты себя чувствуешь?» — «Как бабка. Ранняя бабка». Может, в отрыве от визуального ряда эти слова и не производят особого впечатления, но на экране звучат точно и иронично. Сама ситуация смущает. Но, как было сказано, для авторов это очень личная история. Возможно, и такое случается на белом свете. Происходящее в жизни иной раз выглядит в кино невероятным и даже фальшивым, становясь тем, во что вообще сложно поверить.
Оксане Бычковой удаются экранные путешествия в другие города. Она снимала новеллу для альманаха «Петербург. Только по любви». Другие ее фильмы тоже можно атрибутировать по географии. Ее дебютный «Питер FМ» стал прогулкой по Санкт-Петербургу, а недавняя картина «Чего хочет Слава» — трип по вполне поэтической и романтичной Москве. «Нина» — путешествие по Тбилиси. Снимался фильм во время карантина и жесткого локдауна, когда в городе был введен комендантский час. Теперь, когда в Тбилиси устремилось немало людей из России, появился незапланированный новый акцент. Русское кино — это грузины, красное вино… Почти как в одной советской пьесе, где героиня вспоминает былые дни с терпким вкусом настоящей жизни.
Екатерина Филиппова представляла картину в одиночестве. Актеры заняты на съемках и находятся в разных городах. Они приветствовали публику с экрана, заранее записав обращения. Оксана тоже работает над новым проектом по вселенной «Малышариков», но послания не прислала. Выяснилось, что монтаж и звук делали без нее. В подобных случаях режиссеры даже снимают свое имя. Не единственная драматическая история в нашем кино. Екатерина Филиппова рассказала, как снимали в разгар ковида, когда все было закрыто, работали только морги, больницы, аптеки, одна стойка регистрации в аэропорту. Пустота города ощущается в кадре. Киногруппа «Нины» была единственной, которая тогда работала благодаря сопродюсеру с грузинской стороны, добившемуся разрешения на съемки. Добирались до Тбилиси через Стамбул и Амстердам, иногда через оба города. Но нет худа без добра. Как говорит Екатерина Филиппова, одни двери закрывались, но открывались другие. Приходилось проявлять изобретательность.
Финала фильма многие не поняли, особенно мужчины. Он не самый выигрышный для большинства зрителей. Кому-то пришлось разъяснять, что речь идет о любви и нелюбви, ошибочности прежнего выбора. Оксана Быкова всегда об этом и снимает. Жизнь хрупка и может в любой момент прерваться, а женщина очень уязвима. Один человек может забрать смерть другого.
«Еще один год» был инициирован Госфильмофондом как ремейк фильма «С любимыми не расставайтесь» Павла Арсенова, снятого по мотивам одноименной пьесы Александра Володина с Ириной Алферовой и Александром Абдуловым в главных ролях. И тут еще одно совпадение. Александр Абдулов, которому в этом году исполнилось бы 70 лет, стал лицом фестиваля. Ролик о нем сопровождает каждый показ. Он смотрит на нас с фасада кинотеатра. У Оксаны Бычковой играли Алексей Филимонов и Надежда Лумпова. Их герои любили друг друга, но оказались совершенно не способны дорожить чувствами, разрушали лучшее, что было в их жизни. И в других картинах Бычковой герои расстаются на фоне прекрасных городов, а теперь и стран. Оксана умеет передать их дух и атмосферу. Но Тбилиси оказался открыточным, увиденным глазами туриста. Актерам не всегда хватает психологических нюансов, тонкости, чтобы зритель мог пережить их боль как свою, а не оставаться созерцателем.
Источник: www.mk.ru