Не «Щелкунчиком» единым
Уходящий 2024 год оказался богат на юбилеи музыкантов — за всеми не угнаться. Солидный юбилей Николая Римского-Корсакова (180 лет) отпраздновали еще в марте, но в Музее музыки решили объединить два праздника: день рождения композитора и наступающий Новый год.
Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и предложили ассоциировать предновогоднюю пору со сказками другого композитора — Николая Римского-Корсакова. Выставку о творчестве юбиляра уходящего года приурочили к новогодним торжествам, ведь декабрь — месяц волшебный и сказочный, а главным сказочником в русском музыкальном мире был Николай Андреевич. Из 15 написанных им опер целых пять — на сказочные сюжеты.
Начинают повествование с небольшого пролога о самом юбиляре. За каждым экспонатом стоит история. Очки с синими стеклами, принадлежавшие композитору, расскажут о том, что его считали надменным и самовлюбленным человеком: часто проходил мимо и не здоровался. Но ларчик просто открывался: Римский-Корсаков страдал от близорукости. Порой надевал даже две пары очков, чтобы лучше видеть, а не здоровался он именно потому, что попросту не видел лиц прохожих, а человеком он был крайне обаятельным и добрым. Здесь же нас приглашают в гости в петербургский кабинет композитора. Разглядываем макет комнаты: где же рояль? Композиторский кабинет и без инструмента? Рояль в доме, конечно же, был, но стоял он в гостиной, потому что на нем любила играть супруга Римского-Корсакова Надежда Николаевна, с которой он, кстати, прожил долгие 37 лет.
Познакомившись со сказочником, погружаемся в мир его произведений, который здесь воссоздают всесторонне. Под арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» рассматриваем майолики (разновидность керамического изделия), работы Михаила Врубеля, на них Берендей и Волхова — пожалуй, самые ценные экспонаты. Под «Песню индийского гостя» продолжаем знакомиться с героиней оперы «Садко» и идем рассматривать изысканный костюм Волховы, который принадлежал солистке Большого театра Наталье Шпиллер, — шелка, тюль, стекло.
Обращают на себя внимание работы Марины Соколовой, знаменитой театральной художницы, которая трагически погибла в начале 1990-х годов. История, которую нам рассказала главный эксперт по фондам Наталья Тартаковская, напоминает недавнюю трагедию, произошедшую с историком костюма Раисой Кирсановой. В дом Соколовой ворвались грабители, которые позарились на два шандала (подсвечника) эпохи Александра II, которые художница не хотела им отдавать, вцепилась и…
На выставке представлены работы громких фамилий — среди них Коровин, который делал эскиз декорации к опере «Золотой петушок», работы Билибина, среди которых, кстати, есть одна «залетная птичка». Эскиз костюма птицы Сирин к опере «Сказание о невидимом граде Китеже…» имеет отношение к творчеству Римского-Корсакова, но эта опера — не сказочная. Интересно, заметит ли кто-нибудь намеренную музейную шалость? Раскроем для вас еще один «подлог». Среди экспонатов вы точно не пройдете мимо шикарного костюма — кольчуги и металлического шлема и меча. Все это — детали театрального костюма Федора Шаляпина для роли Ивана Грозного. Кажется, что они до сих пор вибрируют от шаляпинского баса. Героем какой музыкальной сказки был Иван Грозный, спросите вы? На сказочного героя он похож мало. Речь идет об опере «Псковитянка». Сказочной она не была, но костюм этот уж слишком привлекателен, чтобы его прятать от зрителей.
Традиционно Музей музыки не оставляет своих гостей без интерактива. Специально для выставки здесь соорудили трон, рядом с ним — корона. Предлагают почувствовать себя царем или царицей сказок и сделать фото на память. Перед Новым годом хорошо бы посадить на этот трон Деда Мороза!
Источник: www.mk.ru